понедельник, 12 января 2009 г.

Eriocaulon setaceum



ERIOCAULON SETACEUM / Шерстостебельник щетинолистный.

Сложность содержания: Высокая
Потребность в свете: Сильная освещенность
Тип растения: Укореняющееся в грунте длинностебельное земноводное растение.
Семейство: Eriocaulaceae
Род: Eriocaulon
Регион: Австалазия
Размер: диаметр верхушки от 6 до 16cm
Скорость роста: Средняя
Может ли расти полупогруженным: НЕТ

История этого растения началась, у меня в аквариуме, в Августе 2008-ого, когда Евгений Черемисов (САЙ на форуме аквариумистов Украины) из Запорожья, передал мне его, вместе с тониной речной. Что я знал про это растение? Только то, что можно было вычитать в интернете (см. вставку). Общее впечатление - тяжко в содержании и вредно для акваскэйпа. Но это растение: растение-вызов, растение-проверка.

У меня тогда уже был аквариум с почти подходящими условиями. Я гордился роскошной и красивой роталой Макранда. Свет Со2 и УДО... уже были на требуемом уровне. Единственное отличие - это параметры воды. Я тогда еще не перешел на осмос, а поддерживал карбонатную жесткость (kH =5) смешением осмоса и водопроводной воды, соглашаясь с общим мнением о необходимости карбонатной жесткости для контроля постоянного уровня рН в аквариуме.

И по железу я в то время еще не определился.
Но это все были вопросы времени и запросов.
Вот эти два растения, переданные Евгением, и стали формировать мои новые запросы.
Плохо было растениям поначалу.
Не росли они.
Нижняя часть подгнивала, верхушки чернели.
Я запаниковал, начал активно расспрашивать знакомых "травников" на украинском форуме, что и как мне делать? Борис Филатов посоветовал снизить карбонатную жесткость до нуля, Константин Смирнов рекомендовал сделать это добавлением концентрированной соляной кислоты прямо в аквариум. Я прислушался к этим советам, правда соляную кислоту не лил, а простым замещением осмотической водой, в течении месяца практически полностью убрал карбонатную жесткость воды (Kh= 0-1), Так, по моему мнению, у остальных растений в аквариуме меньше стресса.
Кроме этого, я решил добавлять цитрат железа до 0.5 мг/л, согласно статье Евгения Загнитько, что снизило показатели рН до 5.5-6.
И "вытянул" я эриокаулон, последние три верхушки с середины стебля выдали кучу белых корней, сразу же над сгнившим в нижней части стеблем и расщепились, и пошли в рост...
Вот так, я нашел «компромисс» в аквариуме для содержания эриокаулонов.

Группа эриокаулонов на среднем плане с элеохарисом на переднем - ассоциируется у меня с березовой рощей перед полем с пшеницей в начале лета. Хотя, многие акваскэйперы предпочитают не использовать эриокаулоны в композиции, а другие даже обозначили увлечение эриокаулонами, как "вредный перегиб" в акваскэйпе в сторону коллекционерства экзотических и сложных в содержании видов, на ряду, с увлечением танинами и мхами.
Но мне очень нравятся аквариумы Константина Кучеренко «Путь из основного потока» и Дмитрия «Паршина Лунный свет в лагуне”, которые активно использовали эриокаулоны и танины в композиции.
_____________________________

Вот такую информацию я почерпнул, из интернета и и книг:
Название растения происходит от греческих слов эрион (εριον) "шерсть" и каулон (καυλός) стебель.
ERIOCAULON SETACEUM – шерстостебельник щетинолистный получается.
Английское название Water Pipewort
Род описан в 1753 году Линеем.
Шерстостебельник щетинолистный - достаточно сложное в содержании растение, как для начинающего любителя, так и для продвинутого травника.
Происхождение из регионов Юго-Восточной Азии и Австралии, где произрастает в водоемах с небольшим течением и слабокислой, мягкой водой (Kh<4, pH=5.5-6.5). Для содержания надо организовать свет по мощности 0.8-1 вата на литр, снабжение аквариума Со2 (30 мг/л и больше) и подачу удобрений: нитраты 5-15 мг/л, фосфаты 1-2 мг/л, железо 2-5 мг/л. Обогащенный, слегка подкисленный торфом грунт. К температуре эриокаулон не требователен, может расти и при 22 и при 31 градусах Цельсия.
Некоторые хоббисты устанавливают специальные аквариумы для содержания эриокаулонов и тонин.

Шерстостебельник щетинолистный это растение с равномерно распределенными по удлиненному и часто разветвленному белому стеблю очень узкими, щетиновидными или волосовидными зелеными листьями, собранными в розетки, которые расположены очень густо. Это красивое длинностебельное растение с умеренным ростом и веером игольчатых листьев (почти пушистое), как у елеохариса, которые растут радиально на одном уровне стебля. Это дает ощущение маленького и очень пушистого, травяного дерева. Стебель постоянно расщепляется, при росте вверх, потому через некоторое время сверху образуется роскошный куст-сфера из верхушек. В дизайне это зеленый акцент в композиции на среднем или заднем плане, молодые растения, напоминающие зеленых ежей, могут использоваться на переднем плане.
Прекрасный кандидат для декоративного аквариума.
Размножается эриокаулон простой пересадкой верхушек (3-10 см), которых всегда больше чем корней. Подрезку не любит, отростки от корня дает, но очень неохотно, а гибель растений при этом очень большая. Главный корень при развитии проростка быстро отмирает, замещаясь придаточными корнями, иногда возникающими в большом количестве и как бы окутывающими немного утолщенное основание стебля.



Цитируемые источники:
1. «Жизнь растений», под редакцией А.Л.Тахтаджян, т.6, ст.324-330
2. «Ботаника аквариума», И.И.Шереметьев, ст.337-338
3. «Systematic Botany» Subhash C. Datta, p. 539

Комментариев нет: